Статьи по рубрикамНа главную

Опыт лучшей практики по управлению многоквартирным домом.

Товарищество собственников жилья – форма управления собственным жилищем стала популярной не более семнадцати лет назад. Поначалу все шло очень трудно. Но не желал народ объединяться. Предпочитал платить деньги по старинке в домоуправление, не ожидая, впрочем, особого внимания со стороны дворников, сантехников и прочего обслуживающего персонала. А когда прочувствовал, что ТСЖ – это удобно и, главное выгодно,  дело пошло. 

Сегодня в Бурятии действует целая Ассоциация товариществ собственников жилья г. Улан-Удэ, низменным председателем которой является Татьяна Владимировна Дерябина, человек,  прошедший весь тернистый путь  становления новой структуры.

- Набивали шишки, набирались опыта, - рассказывает председатель ЖСК «Зенит» Татьяна Дерябина. – Приходилось доказывать, что мы не то юридическое лицо, которое зарабатывает деньги. Мы не коммерческая структура, поэтому тарифы для нас должны быть как для населения, и налог на прибыль нам не платить.

Дом по ул. Ринчино, 21 был изначально построен не на деньги государства, а на средства граждан: жилищно-строительный кооператив. Но управление имуществом общее собрание жильцов доверило не местному домоуправлению, как это делалось всегда, а своим жильцам. Наделив их,  правами и обязанностями, пообещав в свою очередь вовремя и в полном объеме оплачивать счета за коммунальные услуги. 

У нас нет должников. Самые злостные неплательщики – это кто два-три месяца задерживает платежи. В других домах люд годами не платят. А у нас нет,- делится секретом борьбы с неплательщиками Татьяна Владимировна. 

- Приняли решение на общем собрании: не платишь – сиди без электричества. И отключаем. Столько судов прошли, прокуратура разбиралась. Но это все было в  первые три-четыре года. А сейчас платят все. 

Более того, тот, кто платит вовремя, становится участником беспроигрышной новогодней лотереи. Призы солидные. Ну а те, кто оплачивает вперед, вообще имеют 5% скидку. Для удобства жителей рассчитаться за коммунальные услуги можно прямо в правлении, тут же отдать паспорт на прописку или выписку. Что впрочем, явление не частое. Чтобы купить квартиру в доме по адресу: Ринчино, 21 нужно постараться, да и стоит она дороже. А все потому, что жить в этом доме комфортно. 

- У  нас все здорово, у нас все друг друга знают. Вы еще знаете, такой многоквартирный дом, где бы все жильцы говорили друг другу: «Добрый день!», «Как ваши дела?» Да дружнее наших жильцов просто нет! Сколько человек вышло на последний субботник? Да человек семьдесят! Не меньше!.

В подъездах консьержи, чистота и порядок. За  16 лет не зафиксировано ни одного факта кражи. Но все же общим собранием жильцов решили установить видео оборудование, и самим спокойней, и будет видно,  кто из гостей  в подъезде пошалит или мусор выбросит в неположенном месте. 

Людмила Казакова, мастер  ЖСК «Зенит» и  жительница дома по ул. Ринчино, 21,  с гордостью демонстрирует местное ноу-хау. От хлопка в ладоши загорается свет в подъезде и горит столько сколько потребуется дойти до квартиры и открыть дверь. Экономия налицо.

Все сантехническое хозяйство дома в полном порядке, в основном проблемы у самих жильцов: то кран потечет, то унитаз засорится. Но так было не всегда. Бойлеры, призванные поддерживать температуру горячей воды, постоянно ломались. Приходилось ремонтировать, и ремонтировали бы до сих пор, если бы не программа Фонда модернизации ЖКХ. 

- Мы получили десять миллионов рублей,  - рассказывает Татьяна Дерябина. –Добавили еще два миллиона рублей своих, и привели дом в полный порядок.

Утеплили тепловой контур, теперь жители угловых квартир не знают, что такое холод и сырость, навели  порядок на лестничных клетках, отремонтировали кровлю, но самое главное поменяли все старое тепловое оборудование на новое и установили самые современные счетчики воды и тепла. Все это современное оборудование позволяет экономить на услугах Энергосбыта, водоканала и ТГК-14.  Оплачивать по факту, а не по выставленным счетам, бывает, не всегда обоснованным. Сэкономленные средства идут на зарплату обслуживающего персонала, проведение конкурсов, лотерей и различных праздников. Ведь жить комфортно, не значит, жить затратно и … скучно. 

Этот пример показателен не только для Бурятии, а и в целом по России. С большим трудом идет становление в Россииэффективного собственника. Нам вдвойне трудно по сравнению с зарубежными собственниками, потому что они квартиру покупали на свои сбережения и сознание соственника у них было изначально, а большинство наших собственнков квартир из нанимателей государственных и мунципальных  квартир сразу стали собственниками, в полной мере осознав только, что теперь они могут продать квартиру, передать по наследству, подарить бывщую государственную собственность. Но сознание того, что теперь эта собственность требует и ухода и содержания не всеми осознана. Поэтом и  ветшают дома, привычка, что за домом должны следить другие в лице гоударства и муниципалитета осталась. Требуется постоянная просветительская работа с населением ижилищный ликбез просто необходим большей части населения. Чтобы можно было не стыдясь привести в свой дом гостя с ухоженным зеленым двором, с ковролином в подъезде, с исправным освещением и другми нормальными условиями, как живут в цивилизованном мире такие же люди, только осознавшие себя собственникам.

Раиса Санжицыренова, 

Руководитель Регионального центра  общественного контроля в ЖКХ  Республики Бурятия