Статьи по рубрикамНа главную

Шесть способов снизить расходы на общедомовые нужды

С проблемами высоких расходов на общедомовые нужды (ОДН) сталкиваются многие: каждый второй вопрос, поступивший на телефон «горячей линии» оперативной группы по быстрому реагированию на обращения жителей по вопросам предоставления коммунальных услуг, и на телефон «горячей линии» Центра общественного контроля в ЖКХ Республики Бурятия, касается именно этой проблемы. Но снизить общедомовые расходы можно! В данной статье рассмотрим способы, позволяющие это сделать.

Минимизировать плату за ОДН можно несколь­кими способами. Каждый многоквар­тирный дом потребляет максимум четыре ресур­са: электроэнергия, тепло­вая энергия, холодное и горячее водоснабжение. Если на ресурс в доме уста­новлен общедомовый прибор учета, то в доме автоматически появляет­ся строка «общедомовые нужды» (ОДН). Соглас­но Постановлению № 354 «О предоставлении ком­мунальных услуг…..», по которым сейчас работают все управляющие компа­нии, есть формула расчета общедомовых нужд. Что же она из себя представ­ляет?

Из показаний, сня­тых с общедомового при­бора учета (ОПУ), вычитается сумма показаний индиви­дуальных приборов учета жителей, а также вычита­ется сумма квартир, кото­рым плата насчитывается по нормативу, т.н. «нормативщиков».

Получается, если сумма показаний общедомового прибора учета состави­ла, к примеру, 100 единиц, индивидуальных приборов учета – 50, а нормативщи­ков – 40, то получилось, что общедомовые нужды на дом составили 10 единиц (киловатт-часов электриче­ской энергии, кубических метров по холодной или горячей воде). И эта циф­ра распределяется между жильцами прямо пропор­ционально занимаемой ими площади квартир.

Какие же факторы влияют на то, что общедо­мовые нужды получаются большими, и как их умень­шить? Причин несколько, и, соответственно, столь­ко же способов сократить расходы на ОДН.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Самый простой, но он требует, чтобы в доме был организатор: активист, инициативная группа или председатель совета дома. Он должен организовать снятие показаний с ин­дивидуальных приборов учета в тот же день, когда снимаются показания с общедомового прибора учета. Как это реализо­вать? Председатель совета дома может обратиться от лица всех жителей в свою управляющую компанию и узнать, когда в его доме снимаются показания по ОПУ. Затем собрать жи­телей и объяснить, что показания с индивидуаль­ных приборов учета нуж­но снимать не тогда, когда приходит квитанция, а в определенный день, кото­рый он им озвучит. В этом случае сумма показаний индивидуальных прибо­ров учета будет макси­мально приближена к по­казаниям общедомового прибора учета. Дома, ко­торые смогли воплотить этот способ в жизнь, уже сегодня снизили расходы на ОДН до 17%!

ВТОРОЙ СПОСОБ

Некоторые жители в своих квартирах могли не установить индивидуаль­ные приборы учета. Хотя по закону об энергосбере­жении должны были это сделать. В результате заме­ров установлено, что сверхпотребление происходит именно в тех домах, где не установлены индивидуаль­ные приборы учета. По­чему так происходит? По­тому что число жильцов, фактически проживающих в квартирах, может быть больше, чем прописанных в ней (поэтому норматив рассчитывается занижен­ный). О наличии таких случаев старший по дому может информировать управляющую организацию (УО). А она в свою очередь – про­вести проверку совместно с УФАС. Только после этой проверки и выявления большего количества про­живающих, чем прописано, УО будет иметь законное право производить начис­ление на оплату ресурсов за фактически проживающих людей.

Тут также важно, чтобы инициатива шла от соб­ственников, так как без их заявления УО не имеет пра­ва никого проверить.

ТРЕТИЙ СПОСОБ

Высокие показания об­щедомового прибора учета могут быть и из-за того, что жители часто записывают показания приборов учета на ту сумму, которую они хотят заплатить в следую­щем месяце. А в будущем, когда появятся свободные средства, они планируют компенсировать недопла­ченное. Таким собствен­никам необходимо понять следующее: если уж выби­рать из всех зол меньшее, то лучше указывать факти­ческие показания, а на счет вносить ту сумму, которую реально заплатить на дан­ный момент.

Как же понять, что кто-то занижает показания? До­вольно просто. Управляющая организация по просьбе председателя совета дома предоставляет сведения о потреблении ресурсов каждой квартирой. После получения таких данных совету дома совместно с УО следует провести анализ, сколько потреблено ре­сурсов в расчете на одного человека. Если получилось по 1–2 куба воды на взрослого человека при нормативе 4,05 куб. м. воды, значит, происхо­дит занижение, и в данной квартире необходима про­верка. Если старший по дому обладает лидерскими качествами, то обычно дом решает такие проблемы са­мостоятельно.

ЧЕТВЕРТЫЙ СПОСОБ

А теперь представим такую ситуацию, что дом потребляет 1000 кубов холодной воды и в доме общее количество квартир 230. В таком случае, потре­бление каждой квартиры (при условии, что в них проживает одинаковое ко­личество человек и у всех стоят приборы учета) при­мерно 4,348 м3 воды. Но если каждый округлит свои показания в меньшую сто­рону и укажет 4 м3 воды, то общая сумма не сойдется. И получится ОДН – 80 м3. Но ведь кто-то округля­ет показания на пол куба! Если же все будут указы­вать хотя бы один знак после запятой, то ОДН со­ставят не более 11 м3. А два знака после запятой снизят их до минимума.

ПЯТЫЙ СПОСОБ

Его можно назвать кар­динальным, потому что он помогает решить сразу все предыдущие четыре проблемы. Установив приборы учета с импульсным или радиовыходом, собствен­ники застрахуют себя от высоких ОДН. Стоят они дороже обычных, пото­му что для их установки необходимо протянуть провода от ИПУ к общедо­мовому прибору учета или установить оборудование для сбора радиосигналов с ИПУ по всему подъезду, чтобы в дальнейшем по­казания автоматически снимал компьютер, и пол­ностью исключают челове­ческий фактор.

ШЕСТОЙ СПОСОБ

Ну и, собственно, нельзя отрицать, что обще­домовые нужды, так или иначе, – существуют. Холодная вода идет на мытье подъездов, мест общего пользования, промывание систем отопления, на полив цветов, клумб. Бывают и утеч­ки. Электроэнергия – на освещение мест общего пользования и работу лифтов.

КАК МОЖНО МИНИМИЗИРОВАТЬ ЭТИ РАСХОДЫ?

1) Для освещения подъездов установить энер­госберегающие светильники с датчиками при­сутствия человека.

2) В домах, где проходит капитальный ремонт, заменить лифт на современный, снабженный частотным регулированием. За счет того, что его электродвигатель меньшей мощности – такой лифт потребляет на 40% меньше энергии.

3) В некоторых домах жители поливают клум­бы, ухаживают за цветами. Многие из них наби­рают воду из своих квартир. Получается, мало того, что они платят за воду, но еще автомати­чески им считается канализование – 15 рублей за куб, хотя фактически вода выливается на землю. Чтобы исключить затраты на канализа­цию, в подвале таких домов можно установить отдельный счетчик воды, которая будет исполь­зоваться на полив клумб и мытье подъездов, на показания данного счетчика по согласованию с ресурсоснабжающей компаний расходы на ка­нализование насчитываться не будут.

4) Очень Важно!

Просим обратить Ваше внимание на внесение дополнительного примечания в Приказ Республиканской службы по тарифам от 28.08.2012 № 5/8: «При установлении нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды были учтены площади следующих помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: площади лестничных площадок и лестниц» (в ред. приказа РСТ РБ от 14.11.2013 № 5/10). В случае, если у Вас не установлен общедомовой прибор учета на электрическую энергию и Вам производилось начисление исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включая чердаки и подвалы, Вы вправе потребовать перерасчет.

Опыт лучшей практики по управлению многоквартирным домом.

Товарищество собственников жилья – форма управления собственным жилищем стала популярной не более семнадцати лет назад. Поначалу все шло очень трудно. Но не желал народ объединяться. Предпочитал платить деньги по старинке в домоуправление, не ожидая, впрочем, особого внимания со стороны дворников, сантехников и прочего обслуживающего персонала. А когда прочувствовал, что ТСЖ – это удобно и, главное выгодно, дело пошло.

Сегодня в Бурятии действует целая Ассоциация товариществ собственников жилья г. Улан-Удэ, низменным председателем которой является Татьяна Владимировна Дерябина, человек, прошедший весь тернистый путь становления новой структуры.

- Набивали шишки, набирались опыта, - рассказывает председатель ЖСК «Зенит» Татьяна Дерябина. – Приходилось доказывать, что мы не то юридическое лицо, которое зарабатывает деньги. Мы не коммерческая структура, поэтому тарифы для нас должны быть как для населения, и налог на прибыль нам не платить.

Дом по ул. Ринчино, 21 был изначально построен не на деньги государства, а на средства граждан: жилищно-строительный кооператив. Но управление имуществом общее собрание жильцов доверило не местному домоуправлению, как это делалось всегда, а своим жильцам. Наделив их, правами и обязанностями, пообещав в свою очередь вовремя и в полном объеме оплачивать счета за коммунальные услуги.

- У нас нет должников. Самые злостные неплательщики – это кто два-три месяца задерживает платежи. В других домах люд годами не платят. А у нас нет,- делится секретом борьбы с неплательщиками Татьяна Владимировна.

- Приняли решение на общем собрании: не платишь – сиди без электричества. И отключаем. Столько судов прошли, прокуратура разбиралась. Но это все было в первые три-четыре года. А сейчас платят все.

Более того, тот, кто платит вовремя, становится участником беспроигрышной новогодней лотереи. Призы солидные. Ну а те, кто оплачивает вперед, вообще имеют 5% скидку. Для удобства жителей рассчитаться за коммунальные услуги можно прямо в правлении, тут же отдать паспорт на прописку или выписку. Что впрочем, явление не частое. Чтобы купить квартиру в доме по адресу: Ринчино, 21 нужно постараться, да и стоит она дороже. А все потому, что жить в этом доме комфортно.

- У нас все здорово, у нас все друг друга знают. Вы еще знаете, такой многоквартирный дом, где бы все жильцы говорили друг другу: «Добрый день!», «Как ваши дела?» Да дружнее наших жильцов просто нет! Сколько человек вышло на последний субботник? Да человек семьдесят! Не меньше!.

В подъездах консьержи, чистота и порядок. За 16 лет не зафиксировано ни одного факта кражи. Но все же общим собранием жильцов решили установить видео оборудование, и самим спокойней, и будет видно, кто из гостей в подъезде пошалит или мусор выбросит в неположенном месте.

Людмила Казакова, мастер ЖСК «Зенит» и жительница дома по ул. Ринчино, 21, с гордостью демонстрирует местное ноу-хау. От хлопка в ладоши загорается свет в подъезде и горит столько сколько потребуется дойти до квартиры и открыть дверь. Экономия налицо.

Все сантехническое хозяйство дома в полном порядке, в основном проблемы у самих жильцов: то кран потечет, то унитаз засорится. Но так было не всегда. Бойлеры, призванные поддерживать температуру горячей воды, постоянно ломались. Приходилось ремонтировать, и ремонтировали бы до сих пор, если бы не программа Фонда модернизации ЖКХ.

- Мы получили десять миллионов рублей, - рассказывает Татьяна Дерябина. –Добавили еще два миллиона рублей своих, и привели дом в полный порядок.

Утеплили тепловой контур, теперь жители угловых квартир не знают, что такое холод и сырость, навели порядок на лестничных клетках, отремонтировали кровлю, но самое главное поменяли все старое тепловое оборудование на новое и установили самые современные счетчики воды и тепла. Все это современное оборудование позволяет экономить на услугах Энергосбыта, водоканала и ТГК-14. Оплачивать по факту, а не по выставленным счетам, бывает, не всегда обоснованным. Сэкономленные средства идут на зарплату обслуживающего персонала, проведение конкурсов, лотерей и различных праздников. Ведь жить комфортно, не значит, жить затратно и … скучно.

Этот пример показателен не только для Бурятии, а и в целом по России. С большим трудом идет становление в Россииэффективного собственника. Нам вдвойне трудно по сравнению с зарубежными собственниками, потому что они квартиру покупали на свои сбережения и сознание соственника у них было изначально, а большинство наших собственнков квартир из нанимателей государственных и мунципальных квартир сразу стали собственниками, в полной мере осознав только, что теперь они могут продать квартиру, передать по наследству, подарить бывщую государственную собственность. Но сознание того, что теперь эта собственность требует и ухода и содержания не всеми осознана. Поэтом и ветшают дома, привычка, что за домом должны следить другие в лице гоударства и муниципалитета осталась. Требуется постоянная просветительская работа с населением ижилищный ликбез просто необходим большей части населения. Чтобы можно было не стыдясь привести в свой дом гостя с ухоженным зеленым двором, с ковролином в подъезде, с исправным освещением и другми нормальными условиями, как живут в цивилизованном мире такие же люди, только осознавшие себя собственникам.

Раиса Санжицыренова,

Руководитель Регионального центра

общественного контроля в ЖКХ

Республики Бурятия