Новое в содержании общего имущества многоквартирного дома

Постановлением от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.

После вступления в силу изменений перечень работ и услуг, которые включены в понятие содержания общего имущества многоквартирного дома, приведенный в п. 11 Правил содержания общего имущества Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность",  выглядят по-новому.

Во-первых, ранее пп. "б" гласил, что в содержание общего имущества входит освещение помещений общего пользования. При этом было непонятно, следует ли оплачивать в составе содержания жилья стоимость электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Теперь данный подпункт сформулирован так: обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.

Во-вторых, пп. "в", ранее звучавший как "обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования", в новой редакции выглядит иначе: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях. Данная поправка была внесена также для исключения возможности толкования содержания общего имущества как предоставления коммунальных услуг (раньше можно было решить, что содержание включает в себя отопление помещений общего пользования).

В-третьих, содержание общего имущества начиная с 08.06.2011 включает организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности (см. новый пп. "д(1)"). Таким образом, на лиц, ответственных за содержание общего имущества, возложена обязанность утилизации ртутьсодержащих ламп. Причем сами собственники помещений не вправе выполнять указанные действия (п. 12 Правил содержания общего имущества в новой редакции).

В-четвертых, новые пп. "и" и "к", введенные в п. 11 Правил содержания общего имущества, обусловливают необходимость соблюдения требований законодательства РФ об энергосбережении и энергоэффективности (согласно новому пп. "ж" п. 10 это один из принципов содержания общего имущества). Итак, под содержанием общего имущества понимаются:

- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий;

- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотров, технического обслуживания, проверки приборов учета и т.д.).

В-пятых, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения» утвержден обязательный минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также правила их оказания и выполнения.  В постановлении выделены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих и ненесущих конструкций, а также оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества. Так, чтобы крыша дома была в порядке, необходимо проверять кровлю (на отсутствие протечек), а также молниезащитные устройства, заземление мачт и другое расположенное здесь оборудование. Следует проверять и при необходимости очищать кровлю от мусора, грязи, скопления снега и наледи и др. Уделено внимание системам водо- и теплоснабжения. В отношении лифтов требуется, в частности, обеспечить проведение осмотров, техобслуживание и ремонт. Кроме того, перечислены работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме. В частности, отмечены сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и холлов, а также кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек.
Твердые бытовые отходы незамедлительно вывозятся при накоплении более 2,5 куб. м. Должны быть организованы места накопления бытовых отходов, а также сбор отходов I-IV классов опасности и их передача в специализированные организации.

Услуги и работы из числа включенных в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от способа управления многоквартирным домом. Т. е. в решении общего собрания собственников помещений; договоре управления домом; в порядке, определенном уставом товарищества или жилищного кооператива, и др. Перечислены обязанности лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем, отражаются в актах и являются составной частью технической документации многоквартирного дома. Соответствующие поправки внесены в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации.

 Плата за содержание и ремонт жилых помещений

Очень важное, на наш взгляд, изменение внесено в п. 29 Правил содержания общего имущества, касающийся структуры величины платы, подлежащей внесению обязанными лицами. Ранее в данной норме было указано, что плата за содержание и ремонт жилых помещений включает, в частности, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных сетей, а также истребование задолженности с должников (причем последнее вызывало немало споров, которые приходилось решать даже Верховному Суду РФ). Теперь размер платы должен быть установлен с учетом расходов:

- на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем (этот момент остался неизменным);

- на обоснованное истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (полагаем, что вопрос обоснованности истребования долга и, соответственно, оправданности расходов на такие действия может стать предметом спора в каждой ситуации);

- на снятие показаний приборов учета;

- на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги;

- на выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Иначе говоря, теперь на уровне подзаконного нормативного акта четко прописано, что расходы, связанные с расчетом и предъявлением потребителям платы за жилые помещения и коммунальные услуги, возмещаются в составе платы за содержание и ремонт жилых помещений.

Оплата принудительно установленного прибора учета

Раздел III "Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества" Правил содержания общего имущества был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) - 38(5)).

Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении (261-ФЗ) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на 27.11.2009 (дата вступления в силу указанного Закона), обязаны были до 01.07.2013 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Все дома, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, должны отвечать аналогичным требованиям. Если собственники помещений нарушили данное условие, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых непосредственно присоединяются к внутридомовым сетям (далее - РСО), обязаны до 01.01.2015 оснастить многоквартирные дома приборами учета соответствующих ресурсов. Об этом сказано в п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы РСО равными долями в течение пяти лет с даты установки счетчиков при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Причем расходы РСО подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета.

Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона об энергосбережении. Так, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО (если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ). Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, подлежащую оплате этим собственником. Заметим, что о распределении платежа на пять лет в рассматриваемой норме ничего не сказано, однако в ней есть ссылка на п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Получается, что в общем случае счет должен быть выставлен с учетом рассрочки на пять лет с указанием на сумму начисляемых процентов. Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством РФ (имеется в виду судебный порядок). Полагаем, что обращаться в суд целесообразно представителю всех собственников помещений, которые представляют собой, по сути, множественность лиц на одной стороне обязательства.

Раиса Санжицыренова,

Руководитель Регионального центра общественного контроля в ЖКХ

 Республики Бурятия